19 августа 2019, понедельник
Областные новости
19.08.2019
По оперативной информации агрономических служб региона на отчетную дату в области валовой сбор зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных культур составил 1 млн 110,7 тыс. тонн.
19.08.2019
Пензенских предпринимателей обучили основам экспортной деятельности 19 августа 2019 года стартовал двухдневный семинар образовательного проекта «Школа экспорта» Российского экспортного центра на тему «Основы экспортной деятельности».

Объявления

Село мое родное

04.02.2019

"Эряк, веле, эряк!" - "Живи, село, живи!"

В Никольском районе очень много мордовских сел, одним из них является большое старинное село Карамалы, где вот уже 400 лет живет веселый, добрый, трудолюбивый и гостеприимный народ - мордва-эрзя. Здешние обитатели бережно сохраняют свой язык и культуру, чтят традиции предков, передавая их из поколения в поколение.

 Эряк, веле, эряк! -  Живи, село, живи!

«Эрзянь кудо»

Карамальский Дом культуры славится своим этнографическим музеем «Эрзянь кудо», что в переводе означает «эрзянский дом». В скромном помещении расположена вся история села с его традициями, которую работники культуры тщательно собирали по крупицам. Им удалось с максимальной достоверностью воссоздать интерьер крестьянской избы, где в мельчайших подробностях восстановлена картина быта древних эрзян, причем, предметы обихода, украшения и другие экспонаты – самые что ни на есть настоящие! Коллекция огромна, постоянно пополняется новыми экземплярами благодаря карамальцам:

- Многие экспонаты долгое время хранились на чердаках местных домовладений. Когда односельчане узнали, что открывается музей, с радостью отдавали вековые и полуторавековые изделия, хранившиеся на чердаках и в сараях: надобности в них никакой нет, а выбросить жалко - реликвия как-никак,- рассказывает Анна Добкина, культорганизатор карамальского Дома культуры.

 Экспозиция «Эрзянь кудо» представлена в виде курной избы, которая топилась "по-чёрному", то есть у печи не было трубы, поэтому весь дым шёл в избу. Для выхода дыма на улицу открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки.

Жилище обычно было деревянным. Срубы были невысокие - до 13 венцов. Самым распространенным типом жилища мордвы на тот период было двухраздельное. Оно состояло из жилой избы (кудо) и сеней (кудыкелькс). Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе, были в основном тесовые, реже - рубленые.

Внутри избы в одном из углов при входе стояла печь.  Для эрзянских изб были характерны полати над дверью. В каждом доме существовал передний угол, где располагался стол со скамьей, а над ним висела икона, покрытая полотенцем с кружевами и вышивкой. Если говорить о вышивке, то карамальцы использовали узоры с геометрическими фигурами, впоследствии появились цветы.

- Если в доме был младенец, то посередине избы висела люлька (лавсь) или же ее подвешивали ближе к кровати, чтобы ночью было удобнее качать ребенка. Днем же, во время укладывания дитя ко сну, молодая мама, чтобы не терять времени, занималась прядением, - делится Анна Сергеевна.

Пища и утварь являлись составной частью материального жизнеобеспечения быта эрзян. С давних пор эрзяне изготавливали предметы домашней утвари из глины, дерева и металла. В 19-20 веках у эрзянского народа были наиболее распространены ложки (пенч); ковш (кече); нож (пеель); солонки; посуда для жидких блюд (вакан); сковорода (пачалго); глиняные горшки для хранения молока, масла, кваса, браги, нередко оплетенные берестой (чакш); хлебные лопаты; кадки разных видов: маслобойка, квашня (кшипарь), кадушка для засола овощей (парь), сундук (горобия); плетёные корзины (кептере) и другая утварь.

Издавна крестьяне готовили пищу из продуктов, производимых в собственном хозяйстве. С глубокой древности мордва употребляла в пищу хлеб, который занимал важное место в системе традиционного питания мордовской семьи. Он играл основную роль в обрядах, семейных торжествах. Хлебом и солью встречали добрых гостей, отправлялись сватать невесту, предсказывать судьбу. До сих пор в некоторых карамальских семьях пекут его из кислого теста на закваске, замешивая с вечера. Утром, часов через десять, его вновь месят и дают возможность подойти. Затем тесто раскладывают по формам и сажают в печь на разбросанные угли.

Пироги (пряки) так же выпекали из кислого теста с самой различной начинкой, чаще всего – с кашей.

- Сегодня в качестве начинки используем картофель, лук, морковь, грибы, фрукты, ягоды, реже мясо, - рассказывает Добкина.

Любимое блюдо мордвы – блины из ржаной, пшеничной, гороховой муки. Блины пекутся очень толстые. Едят их с молоком и маслом. Для того, чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал.

Важное место среди традиционных кушаний занимала лапша. Готовили её на воде или молоке из ржаной муки, позднее – из пшеничной муки или из крахмала с добавлением муки. Сейчас же используют крахмальную лапшу собственного приготовления для выпечки национального блюда лапшарника, так на здешний лад называют лапшевник.

Так же в музее можно увидеть мордовский национальный костюм:

- Данный костюм - настоящее произведение искусства! Ему более 150 лет! Это ручная работа моей прабабушки, которая перешла вначале моей маме, затем мне. На его пошив и изготовление некоторых деталей уходили целые месяцы. Чудесным образом в нем сочетаются различные виды декоративного творчества: вышивка, украшение полудрагоценными камнями, ракушками, бисером и монетами. Глядя на него, можно увидеть, что женщины того времени были стройными и модными. Мы им очень дорожим, поэтому и было принято на семейном совете передать костюм в дар музея, как реликвию,- делится Анна Сергеевна.

Женский наряд состоял из туникообразной рубахи без воротника (панар). Ее богато вышивали и подпоясывали поясом (пулай), который защищал женщин от переохлаждения, ведь жена должна быть здоровой. По костюму можно было определить материальное положение женщины: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток. Поверх рубахи эрзяночки надевали сарафан (кафтонь-крда). Головные уборы (панго) отражали возраст женщин, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. В 19 веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Одежда мордовских мужчин была скромнее. Основой являлась рубаха (панар) и штаны (понкст). К основной одежде добавлялся пояс (кушак, или каркс). Он имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Самыми распространенными головными уборами мужчин были валяные шляпы и шапки.

- В основном в костюме эрзян использовались три цвета: белый – цвет чистоты; красный - радости, солнца, огня; черный цвет олицетворял землю. Для отделки костюмов применялась вышивка, - рассказывает Добкина.

Ну, какой же наряд без украшений? Для их изготовления эрзяне использовали монеты, бисер, ракушки. В старину по поверью считалось, что чем больше украшений на девушке, тем больше шума, а это отпугивало злых духов.

Повседневной обувью были лапти, ноги оборачивали белыми онучами. В праздники надевали сапоги.

 

«Эрзяночка» за душу берет

Как и все народы, мордва чтит свои традиции, отмечая национальные праздники. Например, на Троицу, которую называют Тундонь ильтема, украшают цветными тряпочками и ленточками березку и несут на речку в дар языческой богине Ведяве - покровительнице воды, чтобы «летний день вымыла». Богиню плодородия - Нороваву - задабривают дважды, весной и осенью: вначале для удачного посева, затем благодарят за урожай.

Каждый праздник не обходится без песен и игр. Жителям села Карамалы повезло. Народными песнями, звонкими и нежными голосами они могут наслаждаться каждый национальный праздник. В сельском Доме культуры эрзянскими народными песнями радует фольклорный ансамбль “Эрзяночка”. Хор давно известен не только в районе, но  и далеко за его пределами. Звание «Народный» он носит с 2017 года, а существует более двадцати лет.

В данный момент ансамбль состоит из восьми человек. Его бессменным руководителем является Анна Добкина. Все участницы ансамбля славятся не только как прекрасные певицы, но и как замечательные хозяйки, рукодельницы. Умеют шить и вязать, некоторые из них создают авторские игрушки, которыми украшают всевозможные выставки. И если удастся посетить такую выставку, можно недорого приобрести эрзянские куколки-обереги, изготовленные вручную. А какие соленья-варенья на зиму заготавливают! Как же здорово – открыть зимой баночку соленых огурчиков и подать их с вареной картошечкой!

Несмотря на большую загруженность – дом, семья, работа, женщины ансамбля «Эрзяночка» не пропускают ни одной репетиции, ни одного выступления. Свой опыт они стараются передать молодому поколению, юным звездочкам. Детский коллектив ансамбля «Улыбка», кроме исполнения русских песен, ввел в свой репертуар мордовский национальный фольклор. Пока воплощены в жизнь всего лишь две песни, но они на этом не остановятся, а это очень радует. Значит, национальный колорит мордвы будет жить еще долгие годы, подпитываясь любовью потомков.

Ольга Фролова.

 

Оставить комментарий