20 апреля 2019, суббота
Областные новости
19.04.2019
Число участников всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» в 2019 году увеличилось почти в пять раз по сравнению с прошлым годом и превысило 34 тысячи. «Моя страна – моя Россия» – один из проектов АНО «Россия – страна возможностей», созданной по инициативе Президента России Владимира Путина.
19.04.2019
Пензенское областное отделение Русского географического общества реализует проект «Этнографическая экспедиция «Современный этномир» в Казахстане.

школа

 

 

Село мое родное

04.02.2019

"Эряк, веле, эряк!" - "Живи, село, живи!"

В Никольском районе очень много мордовских сел, одним из них является большое старинное село Карамалы, где вот уже 400 лет живет веселый, добрый, трудолюбивый и гостеприимный народ - мордва-эрзя. Здешние обитатели бережно сохраняют свой язык и культуру, чтят традиции предков, передавая их из поколения в поколение.

 Эряк, веле, эряк! -  Живи, село, живи!

«Эрзянь кудо»

Карамальский Дом культуры славится своим этнографическим музеем «Эрзянь кудо», что в переводе означает «эрзянский дом». В скромном помещении расположена вся история села с его традициями, которую работники культуры тщательно собирали по крупицам. Им удалось с максимальной достоверностью воссоздать интерьер крестьянской избы, где в мельчайших подробностях восстановлена картина быта древних эрзян, причем, предметы обихода, украшения и другие экспонаты – самые что ни на есть настоящие! Коллекция огромна, постоянно пополняется новыми экземплярами благодаря карамальцам:

- Многие экспонаты долгое время хранились на чердаках местных домовладений. Когда односельчане узнали, что открывается музей, с радостью отдавали вековые и полуторавековые изделия, хранившиеся на чердаках и в сараях: надобности в них никакой нет, а выбросить жалко - реликвия как-никак,- рассказывает Анна Добкина, культорганизатор карамальского Дома культуры.

 Экспозиция «Эрзянь кудо» представлена в виде курной избы, которая топилась "по-чёрному", то есть у печи не было трубы, поэтому весь дым шёл в избу. Для выхода дыма на улицу открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки.

Жилище обычно было деревянным. Срубы были невысокие - до 13 венцов. Самым распространенным типом жилища мордвы на тот период было двухраздельное. Оно состояло из жилой избы (кудо) и сеней (кудыкелькс). Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе, были в основном тесовые, реже - рубленые.

Внутри избы в одном из углов при входе стояла печь.  Для эрзянских изб были характерны полати над дверью. В каждом доме существовал передний угол, где располагался стол со скамьей, а над ним висела икона, покрытая полотенцем с кружевами и вышивкой. Если говорить о вышивке, то карамальцы использовали узоры с геометрическими фигурами, впоследствии появились цветы.

- Если в доме был младенец, то посередине избы висела люлька (лавсь) или же ее подвешивали ближе к кровати, чтобы ночью было удобнее качать ребенка. Днем же, во время укладывания дитя ко сну, молодая мама, чтобы не терять времени, занималась прядением, - делится Анна Сергеевна.

Пища и утварь являлись составной частью материального жизнеобеспечения быта эрзян. С давних пор эрзяне изготавливали предметы домашней утвари из глины, дерева и металла. В 19-20 веках у эрзянского народа были наиболее распространены ложки (пенч); ковш (кече); нож (пеель); солонки; посуда для жидких блюд (вакан); сковорода (пачалго); глиняные горшки для хранения молока, масла, кваса, браги, нередко оплетенные берестой (чакш); хлебные лопаты; кадки разных видов: маслобойка, квашня (кшипарь), кадушка для засола овощей (парь), сундук (горобия); плетёные корзины (кептере) и другая утварь.

Издавна крестьяне готовили пищу из продуктов, производимых в собственном хозяйстве. С глубокой древности мордва употребляла в пищу хлеб, который занимал важное место в системе традиционного питания мордовской семьи. Он играл основную роль в обрядах, семейных торжествах. Хлебом и солью встречали добрых гостей, отправлялись сватать невесту, предсказывать судьбу. До сих пор в некоторых карамальских семьях пекут его из кислого теста на закваске, замешивая с вечера. Утром, часов через десять, его вновь месят и дают возможность подойти. Затем тесто раскладывают по формам и сажают в печь на разбросанные угли.

Пироги (пряки) так же выпекали из кислого теста с самой различной начинкой, чаще всего – с кашей.

- Сегодня в качестве начинки используем картофель, лук, морковь, грибы, фрукты, ягоды, реже мясо, - рассказывает Добкина.

Любимое блюдо мордвы – блины из ржаной, пшеничной, гороховой муки. Блины пекутся очень толстые. Едят их с молоком и маслом. Для того, чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал.

Важное место среди традиционных кушаний занимала лапша. Готовили её на воде или молоке из ржаной муки, позднее – из пшеничной муки или из крахмала с добавлением муки. Сейчас же используют крахмальную лапшу собственного приготовления для выпечки национального блюда лапшарника, так на здешний лад называют лапшевник.

Так же в музее можно увидеть мордовский национальный костюм:

- Данный костюм - настоящее произведение искусства! Ему более 150 лет! Это ручная работа моей прабабушки, которая перешла вначале моей маме, затем мне. На его пошив и изготовление некоторых деталей уходили целые месяцы. Чудесным образом в нем сочетаются различные виды декоративного творчества: вышивка, украшение полудрагоценными камнями, ракушками, бисером и монетами. Глядя на него, можно увидеть, что женщины того времени были стройными и модными. Мы им очень дорожим, поэтому и было принято на семейном совете передать костюм в дар музея, как реликвию,- делится Анна Сергеевна.

Женский наряд состоял из туникообразной рубахи без воротника (панар). Ее богато вышивали и подпоясывали поясом (пулай), который защищал женщин от переохлаждения, ведь жена должна быть здоровой. По костюму можно было определить материальное положение женщины: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток. Поверх рубахи эрзяночки надевали сарафан (кафтонь-крда). Головные уборы (панго) отражали возраст женщин, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. В 19 веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Одежда мордовских мужчин была скромнее. Основой являлась рубаха (панар) и штаны (понкст). К основной одежде добавлялся пояс (кушак, или каркс). Он имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Самыми распространенными головными уборами мужчин были валяные шляпы и шапки.

- В основном в костюме эрзян использовались три цвета: белый – цвет чистоты; красный - радости, солнца, огня; черный цвет олицетворял землю. Для отделки костюмов применялась вышивка, - рассказывает Добкина.

Ну, какой же наряд без украшений? Для их изготовления эрзяне использовали монеты, бисер, ракушки. В старину по поверью считалось, что чем больше украшений на девушке, тем больше шума, а это отпугивало злых духов.

Повседневной обувью были лапти, ноги оборачивали белыми онучами. В праздники надевали сапоги.

 

«Эрзяночка» за душу берет

Как и все народы, мордва чтит свои традиции, отмечая национальные праздники. Например, на Троицу, которую называют Тундонь ильтема, украшают цветными тряпочками и ленточками березку и несут на речку в дар языческой богине Ведяве - покровительнице воды, чтобы «летний день вымыла». Богиню плодородия - Нороваву - задабривают дважды, весной и осенью: вначале для удачного посева, затем благодарят за урожай.

Каждый праздник не обходится без песен и игр. Жителям села Карамалы повезло. Народными песнями, звонкими и нежными голосами они могут наслаждаться каждый национальный праздник. В сельском Доме культуры эрзянскими народными песнями радует фольклорный ансамбль “Эрзяночка”. Хор давно известен не только в районе, но  и далеко за его пределами. Звание «Народный» он носит с 2017 года, а существует более двадцати лет.

В данный момент ансамбль состоит из восьми человек. Его бессменным руководителем является Анна Добкина. Все участницы ансамбля славятся не только как прекрасные певицы, но и как замечательные хозяйки, рукодельницы. Умеют шить и вязать, некоторые из них создают авторские игрушки, которыми украшают всевозможные выставки. И если удастся посетить такую выставку, можно недорого приобрести эрзянские куколки-обереги, изготовленные вручную. А какие соленья-варенья на зиму заготавливают! Как же здорово – открыть зимой баночку соленых огурчиков и подать их с вареной картошечкой!

Несмотря на большую загруженность – дом, семья, работа, женщины ансамбля «Эрзяночка» не пропускают ни одной репетиции, ни одного выступления. Свой опыт они стараются передать молодому поколению, юным звездочкам. Детский коллектив ансамбля «Улыбка», кроме исполнения русских песен, ввел в свой репертуар мордовский национальный фольклор. Пока воплощены в жизнь всего лишь две песни, но они на этом не остановятся, а это очень радует. Значит, национальный колорит мордвы будет жить еще долгие годы, подпитываясь любовью потомков.

Ольга Фролова.

 

Оставить комментарий