20 ноября 2019, среда
Областные новости
19.11.2019
В среду, 20 ноября 2019 года, специалисты отдела жилищных программ минтруда региона и уполномоченных органов муниципальных районов и городских округов Пензенской области, курирующих вопросы реализации жилищных программ, проконсультируют жителей области в рамках Единого дня информационных услуг.
19.11.2019
19 ноября в региональном парламенте прошло двадцать третье заседание фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» под председательством руководителя фракции Вадима Супикова.

Объявления

Культура

04.07.2019

«Тундень-Ильтема» - праздник коня

Сегодня город Никольск населяют в основном  выходцы из  умирающих сёл и деревень  Никольского района. Из их уст часто можно услышать  о празднике "Тундень-Ильтема" – празднике коня, который соответствует русским проводам весны и празднуется в конце июня. Он связан с окончанием весенне-полевых работ. 

Праздник коня

На протяжении веков в жизни мордовского народа установились праздники, которые почитаемы до сих пор местными жителями и выходцами из села Большое Пермиево. Праздник коня, который ежегодно отмечается в селе с большими почестями, имеет свои корни в языческой вере: с тех самых пор, когда люди собирались на богомолье на горе, поросшей сосновым лесом. На сосну вешали лошадиную шкуру и молились. В Пермиево праздник коня носит своё название: «Тундонь - Ильтема». «Конь» - одна из разновидностей так называемого «русального» обряда. В пермиевском варианте русалку символизирует не «конь», а венок, точнее, пара – парень и девушка, несущие к ржаному полю березку. Происходит всё на Заговенье, потому что, по народным поверьям, русалки способны жить среди людей  лишь неделю после Троицы.

За несколько дней до праздника женщины садятся делать украшения, собираются группой и скручивают из цветной бумаги необычные цветы. Из рассказов местных жителей я узнала, что первоначально цветы делались из мочала: замачивалось лыко, затем его сушили и красили разноцветными красками, используя природные красители.

Примерно в полдень молодые парни и девушки отправляются за околицу,  на лесную опушку,  отыскивать самую кудрявую и красивую берёзку. Главное, чтобы она была не плакучая и не слишком раскидистая. Эта берёзка станет одним из главных персонажей предстоящего праздника.

Дерево срубают и начинают наряжать. Делают это, как правило, молодые женщины. Украшенная берёзка называется «венком». Такой же «венок» наряжают в другом конце села. Получается своеобразное «соревнование», в результате которого будет выбран только один «венок». Считается, что в момент подготовки должен пройти дождь с громом  и молнией. «Венки» с бумажными цветами в это время прячут в сарае. Но вопреки всем традициям, в этом году  дождя не было.

Ближе к вечеру две процессии с «венками» начали движение к центру села. Существует много примет в селе Большое Пермиево, одна из них заключается в том, что с «венком»  мимо церкви не ходят, так как праздник имеет языческие корни. Со слов старожилов,  в далекие времена по ходу движения выбиралась девушка - Весна, которую должны поймать парни. Выбиралась она один раз, и она должна быть непорочна. Девушки не хотели быть Весной и прятались от парней в избах, погребах, убегали в лес. Жители села объясняют это по-разному: одни считают, что  ту, которую поймают, должна выйти в этом году замуж, замужество будет счастливым; если не выйдет, то будет несчастлива. Ей на голову надевали солдатскую фуражку, украшенную цветами и лентами. Называли её солдаткой, так как, выйдя замуж, она ждала мужа из армии, но девушкам ждать не хотелось.

Другие считают, что если девушке-Весне не достанется «главное счастье», то её счастье достаётся другой, и она никогда не выйдет замуж.

В одном из домов, возле которых встречаются «венки», взрослые мужчины начинают наряжать «коня». Его основой является широкое брезентовое полотно, надетое на жерди, которые несут двое мужчин. Желающих «быть конем» было много, но выбирали самых сильных и достойных. Одним из мужчин был выходец из села Вечкилей, который приехал поучаствовать в этом празднике. «Голова» импровизированного коня также делается из брезента, благодаря опытным рукам умельцев, выглядела она реалистично. Поверх «головы» накидывается уздечка. «Хвост» собирается из обыкновенной дерюги или пакли. Первоначально его изготавливали из мочала. Женщины к таинству сбора «коня» не допускаются.  

Когда процессии с «венками» сходятся в центре села, в данном случае у местного Дома культуры, начинается празднование с песнями, плясками, прибаутками и соперничестве «венков», в результате которого зрители выбирают лучший. Красочность празднику придавал праздничный костюм местных жителей. Женский состоял   из рубахи – панар, поверх рубахи одевался руця (платье-халат), потом передник икиль-патя, который подвязывается кушаком. На голову одевали волосник - по-мордовски олосник. Мужской костюм состоял из рубахи-панар и штанов-понкст. При оформлении костюма использовалась следующая цветовая гамма: черная, красная, синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая. Вышивка выполнялась вручную шерстяными нитками.

И вот среди шума и гама вдруг чуть ли не галопом выскакивает «конь» с диким ржанием. Люди одновременно с ужасом и восторгом разбегаются от него в разные стороны, но при этом каждый из них старается стегнуть его. «Коня» под уздцы ведёт зрелый мужчина, криком устрашающий попадающихся на пути. Погарцевав перед публикой, «конь» скрывается, такие выходы повторяются несколько раз. Каждый раз мужчины под «конём» менялись, неизменным оставался только пастух. После каждого выхода «коня» мужчины собирали с жителей и гостей деньги на корм «коню» (раньше с деньгами собирались еще и яйца).

И вот, наконец, происходит выбор «венков». В этот раз лучшими признаются оба. «Венки» несут парами, состоящими из юношей и девушек. Выстраивается праздничная процессия: в голове которой парень с дубиной. Он выбран отгонять любопытствующих от «венков», и делал это исправно и безжалостно. Следом – пары с «венками». За ними – пастух с «конём». Дальше – остальные присутствующие. Во время процессии «конь» то и дело мечется во все стороны, перебегая то в голову, то в хвост шествия, пытаясь догнать, раздавить и напугать идущих. Всеобщее веселье, можно сказать, достигает кульминации. 

И вот мы в поле за околицей. Как только «конь» добирается до нее, он валится на бок, и мужчины скидывают с себя брезентовый полог. Всё внимание устремляется к «венкам»: каждый норовит оторвать себе цветок на счастье. По поверью, тому, кому достался хотя бы один цветок, весь год будет сопутствовать удача и исполнение желаний. Возникает весёлая давка - и цель в руках. Теперь можно загадывать желание, а сорванный цветок хранить весь год в ожидании исполнения задуманного. Обряд закончен, и все потихоньку расходятся к домашним праздничным столам.

Праздник окончен, и так приятно видеть,  что, несмотря на столь трудные экономические и демографические условия, население мордовского села бережно относится к своим традициям, позволяя этим не только сохранить свою самобытную культуру, но и передавать её из поколения в поколение.

Автор: Ольга Фролова

Оставить комментарий